Обществом заключены агентские соглашения с транспортными организациями, в соответствии с которыми Перевозчик (транспортные организации) поручает Агенту (Обществу) поиск и привлечение пассажиров, оформление и продажу пассажирских перевозок. Агент за продажу перевозок и других услуг получает агентское вознаграждение в виде процента от стоимости проданных услуг. Агент перечисляет на расчетный счет Перевозчика все суммы, полученные им за проданные перевозки, за вычетом причитающегося ему агентского вознаграждения. На сумму агентского вознаграждения Общество (Агент) выставляет Перевозчику акт выполненных работ (без НДС). Соответственно, при реализации билетов своим клиентам Общество выставляет счет-фактуры на стоимость билетов (с НДС). При возврате билетов от покупателей Обществом выставляются отрицательные счета-фактуры.Вопрос: 1. Насколько правомерно транспортным организациям (перевозчикам) и Агентам, реализующим авиабилеты клиентам по безналичному расчету, выставлять (выделять) НДС в счет-фактурах без факта оказания услуг по перевозке? Какие в этом случаи существуют риски для организаций, занимающихся реализацией билетов на основе агентских договоров.2. Насколько правомерно выставление отрицательных счетов-фактур при отказе клиентов организации от билетов, реализуемых через агентские договора с перевозчиками. Какие в этом случаи существуют налоговые риски и существуют ли в данном случае другие варианты возврата билетов (без отрицательных счетов-фактур).
1. Согласно позиции ФНС РФ, изложенной в Письме УФНС по г. Москве от 10.01.2008 N 19-11/603, указано, что налоговым законодательством не предусмотрено выставление счетов-фактур авиатранспортной компанией при реализации авиабилетов населению (юридическим лицам для своих сотрудников), в том числе и через агентства (организации), с которыми у авиатранспортной компании заключены агентские договоры.
Поэтому агентство (посредник) не вправе выставлять счета-фактуры при реализации билетов населению. Авиабилеты и железнодорожные билеты — это не товары. Это документы на еще не оказанные услуги по перевозке. Поэтому счет-фактура по ним лишен всякого смысла, равно как и товарная накладная. В книге покупок использованный билет с выделенной в нем суммой НДС подлежит регистрации только после того, как перевозчиком услуга по перевозке фактически будет оказана.
2. При отказе клиентов от перевозки, выставлять «отрицательный» счет-фактуры не имеет смысла, так как факт перевозки не состоялся и выставленный первоначальный счет-фактура не соответствует действующему законодательству и не может являться основанием для вычета НДС у Заказчика.
Дополнительно хотелось бы отметить, что выставление «отрицательного» счета-фактуры не предусмотрено Налоговым кодексом РФ, так как данный счет-фактура не подразумевает реализацию товара и не является способом исправления счета-фактуры. Пунктом 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее — Правила) предусмотрено только внесение изменений (исправлений) в ранее выставленный счет-фактуру. При этом счет-фактура является для покупателя документом-основанием для вычета сумм НДС.
На основании изложенного, аудиторы считают, что само по себе выставление турагентом счет-фактур на авиабилеты и «отрицательных» счет-фактур при возврате не несет налоговых рисков ни для Турагента, ни для Перевозчика – (так как реализация будет отражена только в момент оказания услуги). С точки зрения Заказчика, вычет по авиабилетам должен осуществляться не ранее налогового периода, в котором сотрудник включит выданные ему бланки строгой отчетности с выделенной отдельной строкой суммой НДС в отчет о служебной командировке. Такие бланки (их копии) регистрируются в книге покупок (п. 10 Правил N 914 от 02.12.2000).
Таким образом, выставление Агентством счет-фактур на авиабилеты, а в последствии «отрицательных» счет-фактуры не должно нести налоговых рисков для Заказчиков.