В связи с принятием Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 308 «Об утверждении перечня объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности»: 1) может ли применяться подп. 21 ст. 381 НК РФ в отношении объектов, введенных и принятых к учету до 01.01.2012 г.? 2) с какого налогового периода может применяться подп. 4 п. 1 ст. 259.3 НК РФ?
Налог на имущество Статья 381. НК РФ Освобождаются от налогообложения: 21) организации — в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, — в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.
Указанная норма введена Федеральным законом от 07.06.2011 N 132-ФЗ «О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ст. 4 этого Закона он вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (за исключением положений, для которых данной статьей установлены иные сроки вступления их в силу), т.е. с 01.01.2012 г.
В соответствии с п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. ФЗ N 132-ФЗ не содержит положений о придании ему обратной силы, т.е. применяется с 01.01.2012.
Однако норма не содержит положений о том, что она применяется только в отношении объектов, постановленных на учет после введения ее в действие, и исключающих трактовку, позволяющую применять освобождение от налогообложения в отношении объектов, поставленных на учет до момента введения нормы в действие, при условии, что к этому моменту не истек 3-летний срок со дня постановки объекта на учет.
Кроме того, что означает термин «вновь вводимые объекты»? Как представляется, вновь вводимые это те, что начинают использоваться. Однако из нормы не понятно: — которые начинают использоваться и принимаются к учету после вступления ФЗ N 132-ФЗ в силу, или — начали использоваться и приняты к учету до момента вступления ФЗ N 132-ФЗ в силу, но к этому моменту не истек 3-летний срок со дня постановки их на учет.
В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Таким образом, из НК прямо не следует, что применяется только в отношении имущества, введенного в эксплуатацию в 2012 г. Исходя из этого, возможна следующая позиция: что п. 21 ст. 381 НК РФ может применяться с 01.01.2012 к объектам, вводимым в эксплуатацию до введения в действие данной нормы при условии, что на 01.01.2012 не истек 3-летний срок постановки их на учет. Однако, с высокой степенью вероятности, эта позиция приведет к налоговому спору, поэтому можно воспользоваться более безопасным вариантом: Согласно п. 21 ст. 381 Кодекса освобождаются от налога на имущество организаций организации — в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, — в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.
Перечень объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности (далее — Перечень), утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 308. Правила определения класса энергетической эффективности объектов устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 261-ФЗ).
В Письме Минфина России от 21.02.2012 N 03-05-05-01/11 отмечено, что льгота, установленная п. 21 ст. 381 НК РФ, обратной силы не имеет. Поэтому она применяется только в отношении новых объектов, то есть введенных с 1 января 2012 г., и не распространяется на объекты, учтенные на балансе организации в составе основных средств до 2012 г.
Основанием для предоставления налогоплательщикам льготы по налогу на имущество организаций является принятие на баланс с 1 января 2012 г. указанных в п. 21 ст. 381 Кодекса объектов основных средств в состав основных средств, включенных в указанный Перечень, а также имеющих высокий класс энергетической эффективности основных средств на основании первичных документов и в соответствии с технической документацией и иными определенными Федеральным законом N 261-ФЗ документами, содержащими информацию об энергетической эффективности или о классе энергетической эффективности объектов (товаров).
К нормативным актам, устанавливающим понятие классов энергетической эффективности и порядок их определения, относятся: Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 261-ФЗ).
Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222 «О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара» (далее — Постановление N 1222), Приказ Минпромторга России от 29.04.2010 N 357 «Об утверждении Правил определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара и иной информации о его энергетической эффективности». Класс энергетической эффективности определяется производителем или импортером. Информация о классе должна содержаться в технической документации, маркировке, на этикетках (ч. 1, 4 ст. 10 Закона N 261-ФЗ). Виды товаров, на которые распространяются указанные требования, устанавливаются Правительством РФ.
В настоящее время Постановлением N 1222 установлены Перечень видов товаров, на которые распространяется требование о содержании информации о классе энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках (далее — Перечень видов товаров), а также Перечень принципов правил определения класса энергетической эффективности товара.
Перечнем принципов правил определения класса энергетической эффективности товара предусмотрено создание 7 классов энергетической эффективности для товаров: от класса A (наивысшая эффективность) до класса G (наименьшая эффективность). Обращаем внимание, что ни нормами НК РФ, ни нормами Постановления N 1222 не установлено, какие именно классы подпадают под понятие «высокий» класс. На наш взгляд, объекты, отнесенные к классу A (A+, A++), относятся к высокому классу энергетической эффективности.
Следует отметить, что конкретный порядок определения класса энергетической эффективности и более подробные требования к товарам установлены Приказом Минпромторга России от 29.04.2010 N 357. Налог на прибыль Ст. 259.3 НК РФ 1. Налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2: 4) в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности. Норма введена Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступила в силу с 01.01.2010 г. Однако фактически не применялась, т.к. не был утвержден перечень объектов. Утверждение этого перечня после начала действия нормы, устанавливающей право применять специальный коэффициент к норме амортизации, не должно означать отсрочку ее применения.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 24.06.2008 N 2340/08 по делу N А39-25/2007 со ссылкой на правовую позицию КС РФ, отраженную в Определении от 09.04.2002 № 68-О, указал, что органы исполнительной власти, устанавливая порядок применения нормы закона, не вправе ее отменить или отсрочить введение в действие, лишая налогоплательщика права на пользование законно установленным режимом налогообложения. Поэтому, считаю, коэффициент может применяться в отношении объектов, поименованных в Перечне, при формировании налоговой базы за 2010 г. и последующие налоговые периоды.