Основные навыки высшего руководства
Идеальный топ-менеджер: навыки, качества и изменяющаяся роль
В первую очередь, идеальный топ-менеджер должен обладать предпринимательскими навыками и креативным мышлением. Кроме того, не менее важными для «топа» являются аналитические способности, которые позволяют предвидеть развитие ситуаций, прогнозировать кризисные тенденции и адекватно на них реагировать. Однако необходимо помнить, что на разных этапах развития компании требуется топ-менеджер с различными специфическими навыками:
- На старте компании это должен быть яркий предприниматель.
- В период активного роста – стратег с сильными задатками.
- Во время спада или кризиса необходим антикризисный управляющий.
Часто лучшие результаты показывают те, кто приходит на пост генерального директора из линейного менеджмента. Пройдя все ступени управленческой работы, такой человек уже обладает необходимым объемом компетенции. Он уже имеет специфические знания в отрасли и готов использовать их в полной мере. Он – лидер, который сам достиг успеха, и может стать примером для других. Благодаря опыту работы в линейном менеджменте, руководитель хорошо разбирается в процедурах стимулирования своих подчиненных, что является очень важным.
Еще одной необходимой чертой идеального топ-менеджера является умение правильно делегировать полномочия. Если подчиненные самостоятельно выполняют вверенные им функции и достигают поставленных задач, то это свидетельствует об успешности делегирования. Децентрализованная организационная структура, где подчиненные принимают важные решения и несут за них ответственность, является ярким примером высокой степени доверия. Однако успешное делегирование возможно только тогда, когда управленец понимает, как и что делают его подчиненные.
Это выводит нас на еще одно необходимое качество истинного профессионала – умение находить нужных людей и проводить обдуманную кадровую политику. Топ-менеджер должен хорошо знать тех, кому он делегирует полномочия, и часто сам находить таких людей, используя свой опыт и связи, чтобы в компании работали только достойные профессионалы. Если ответственные решения принимаются сотрудниками, это свидетельствует о наличии профессионалов и доверительных отношений с руководителем.
Современный топ-менеджер должен уметь адаптироваться к изменяющимся внешним условиям. Некоторым российским руководителям часто не хватает этого качества. Во многих российских компаниях первые лица до сих пор придерживаются авторитарной идеологии, выступая в роли диктаторов и централизуя все процессы. Однако есть примеры, когда такие руководители меняют свою идеологию в пользу прозрачных схем управления, соответствующих западному стилю. Это позволяет российским топ-менеджерам легче находить общий язык с партнерами и повышает эффективность работы. Руководитель компании не должен забывать, что его авторитаризм и неспособность проявлять гибкость могут негативно сказаться на результатах.
Относительно первых лиц российского менеджмента можно выделить интересный феномен: русские «топы» выросли в новое поколение, которое отличается от менеджеров 20 лет назад. Они поняли, что нужно постоянно учиться, и они учились – сначала в России или странах СНГ, а потом на курсах MBA в западных университетах. Менеджеры стали понимать, что для успешного развития необходимо быть открытыми для диалога. Они воспринимали искусство менеджмента через советы и рекомендации. Западные консультанты приезжали в Россию и делились своим опытом.
Сегодня русские менеджеры сами являются носителями бесценного опыта. Они все еще слушают советы, но не обязательно следуют им. Менеджеры стали умнее, и чем моложе руководитель, тем он более открыт к диалогу и изменениям.
Изображение главы компании: ключевое значение и взаимодействие со своей командой
Изображение главы компании является принципиально важным. Генеральный директор является лицом всей компании. Яркий пример современности — Стив Джобс и Apple. Изображение Стива существенно повлияло на достижение текущих результатов компании и на ее брендирование. Стив Джобс – пример топ-менеджера, который постепенно формировал свое изображение, эволюционируя вместе с компанией и ее продукцией. В то же время Стив всегда оставался верен себе. Сегодня iPad, iPod, iPhone – самые узнаваемые бренды в мире, не имеющие достойных конкурентов, но имеющие неограниченные возможности на рынке. Сам Стив Джобс стал одним из самых узнаваемых глав компаний в мире и первым генеральным директором, кончина которого вызвала такую колоссальную реакцию во всем мире.
Безусловно, топ-менеджер любой крупной структуры не является единственным сотрудником, поэтому он должен установить идеальную схему взаимодействия со своими коллегами и подчиненными, а также контролировать их ежедневную работу. Ведь общий результат складывается из действий, которые каждый день выполняет каждый сотрудник. Отказ от эгоистической модели поведения и ориентация на общий успех – необходимые черты идеального руководителя.
К сожалению, часто новые топ-менеджеры ставят только краткосрочные цели и задачи, которые прямо зависят от сроков пребывания на должности, указанных в заключенном договоре, что в конечном итоге приводит к не самым благоприятным результатам. В этом отношении хотелось бы обратиться к так называемому династическому мышлению, которое характерно, например, для итальянских компаний. Известно, что в первой десятке самых старых компаний в мире преобладают итальянцы. Это свидетельство силы семейных связей и традиций в Италии, фактор, который говорит о силе внутрисемейных связей в итальянском бизнесе и особом взгляде их топ-менеджеров на то, как должна функционировать компания. Самые древние итальянские семейные компании занимают четвертое (Barone Ricasole — виноделие, оливки), пятое (Barovier & Toso — стеклоделие), восьмое (Torrini Firenze — ювелирное дело), девятое (Antinori — виноделие, оливки) и десятое (Camuffo — судостроение) места в списке самых старых компаний в мире. Кроме того, каждый, наверное, знает такие компании, как Ferrari, Pirelli, Ferrero или Martini & Rossi, которые уже многие десятилетия доказывают свою жизнеспособность в меняющемся мире.
«Династическое» мышление – это уважение не только к прошлому, но и к будущему компании. Занимая новую позицию, топ-менеджер должен быть готов принять уже сформировавшиеся традиции и действовать так, чтобы его преемник мог продолжать то же самое. Идеальный топ-менеджер должен быть настолько вовлечен в компанию, чтобы с уверенностью сказать: «Я – компания. И я предпринимаю все необходимые действия для ее роста, несмотря на то, что мой контракт скоро заканчивается».
Мы вынуждены констатировать, что в российских условиях итальянская модель чаще всего не работает, это определяется множеством факторов, включая коррупцию, особенности политического развития и отсутствие достаточно длительной истории частного бизнеса. Будущее компании может гарантировать только тот, кто действует в противовес эгоистической стратегии, зная, что нужно делать, чтобы его инициативы были продолжены после его ухода. Именно поэтому мы считаем, что идеальный топ-менеджер, занимающий исполнительную должность на бумаге, фактически не отличается от владельца компании в том смысле, что он отлично осознает цели и задачи, а также необходимость долгосрочного планирования.
Выбор главы компании: влиятельные связи и лидерство внутри
Найти человека, претендующего на роль первого лица компании без соответствующих связей на высоком уровне, практически невозможно. Если вы находитесь на нулевом уровне в отношениях с ведущими игроками рынка, то вероятность привлечь опытного профессионала на позицию генерального директора крайне низка. Единственными надежными каналами доступа к влиятельным лицам являются личные знакомства и/или причастность к кругу профессионалов и высокопоставленных управленцев. Если у вас есть такие связи и появился подходящий кандидат, вам следует тщательно сопоставить ваши ожидания с его компетенциями: начать с него доверительное общение, заинтересовать его новыми возможностями и одновременно провести оценку.
Оцените лидерские и креативные способности кандидата, его умение привлекать адекватных людей, ставить перед ними цели и задачи, а также принимать правильные решения:
- Будет ли он готов к постоянному диалогу с другими принимающими решения людьми?
- Будет ли он готов действовать без оглядки на сроки, указанные в контракте?
Если ответ кандидата «да», то добро пожаловать!
В поисках подходящего руководителя для компании не стоит забывать о сотрудниках, которые уже работают в ней. Потому что внутреннему кандидату потребуется гораздо меньше времени для того, чтобы вникнуть в работу компании, привыкнуть к ее имиджу и корпоративной культуре. Мы поддерживаем именно такой подход. Например, в Media-Saturn Russia после первых 5 лет работы в России уже треть директоров магазинов – сотрудники, выросшие внутри компании, а в Германии этот показатель еще выше – более 70%.
Многие категорически относятся к такой теории, как генетическая или природная предрасположенность человека к успешному ведению бизнеса. Управленцами не рождаются. Человека всегда можно научить всему, причем акцент при обучении следует делать на выявлении и развитии его сильных сторон, а не на подавлении недостатков, как это делают сторонники «генетических» теорий. Для нас достоинства человека всегда важнее его недостатков.
К сожалению, мы замечаем, что в России очень часто работа с кадрами воспринимается как нечто второстепенное, а ее эффективность сильно недооценивается руководством. Вместе с тем жизнь показывает, что именно из среды HR-специалистов выходят лучшие управленцы – как на роль генеральных директоров, так и на роль руководителей различных департаментов.
Независимо от того, разбирается ли человек в бизнес-процессах или нет, для него очень важно уметь находить общий язык с людьми и быть способным предугадывать их действия на несколько шагов вперед. В противном случае он не станет идеальным лидером. Лидерство не определяется словами.
Настоящий лидер – это тот, на кого сотрудники равняются. Это человек, устанавливающий определенные стандарты, быть ниже которых, по меньшей мере, неприятно. Исходя из этой аксиомы и из нашего опыта, мы можем сказать, что оптимальный топ-менеджер – это человек, прошедший несколько ступеней в компании, имеющий профильное образование, обладающий харизмой и, главное, ставящий интересы компании на первое место, независимо от сроков контракта, удобства кресла и красоты видов из окна.