Вопросы правоприменительной практики, влияющие на работу бухгалтера

Опубликовано Постановление Пленума Верховного суда РФ от 23 июня 2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее по тексту также – постановление).

В указанном документе высший судебный орган, руководствуясь Федеральным конституционным судом РФ от 05.02.2014 №3-ФКЗ сформулировал обязательные к применению нижестоящими судами правовые позиции по применению положений части первой Гражданского кодекса РФ. В частности, разъяснены отдельные вопросы о государственной регистрации объектов недвижимого имущества, о способах защиты нарушенного права и возмещении причиненных убытков, разрешены спорные вопросы ограничения правоспособности физических лиц, отдельные вопросы реорганизации и ликвидации организаций, защиты нематериальных благ, общие положения о сделках и признании их недействительными, порядок принятия решений собраний, вопросы представительства и другие.

Важность и необходимость принятого постановления обусловлена многообразием фактов хозяйственной деятельности и возникающих при ее осуществлении спорных вопросов, при разрешении которых отдельные нормы Гражданского кодекса РФ не могут быть применены непосредственно, а требуют разъяснения.

Так, ВС РФ в Определении от 29.06.2015 №310-ЭС15-6758 счел необходимым применить содержащиеся в п. 38 рассматриваемого постановления разъяснения применения положений ст. ст. 130, 133 ГК РФ. В рассмотренном деле суд указал, что спорный объект со степенью готовности 1% (несущие конструкции подземных гаражей) не является объектом недвижимости, «поскольку при разрешении вопроса о признании строящегося объекта недвижимой вещью необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы».

Рассмотрим другие постулаты рассматриваемого документа.

Верховный суд исходит из более активной роли суда, в частности, при установлении обстоятельств, на которые ссылаются стороны в ходе рассмотрения гражданского спора. Так, в пункте 1 документа разъяснено, что в случае выявления, в том числе по инициативе суда, признаков недобросовестного поведения стороны суд наделен полномочиями не только отказать в защите принадлежащего ей права, но и применить иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны, а также, что немаловажно, защиту интересов третьих лиц. Вопросы добросовестного поведения стороны оцениваются судом при рассмотрении заявлений о недействительности сделок (п. 70 постановления).

Разъяснено, что для лиц, не являющихся сторонами сделки и не участвовавших в деле, подлежащие государственной регистрации права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, а не в момент совершения или фактического исполнения сделки либо вступления в законную силу судебного решения, на основании которых возникают, изменяются или прекращаются такие права (п. 3 постановления).

В случае возникновения спора на зарегистрированное право заинтересованное лицо вправе инициировать внесение в государственный реестр отметок о соответствующем притязании. Если это лицо в дальнейшем не оспорило зарегистрированное право или в соответствующем иске было отказано, на него может быть возложена обязанность возместить причиненные наличием такой отметки убытки в соответствии со ст. 15 ГК РФ (п. 4 постановления).

В п. 9 постановления суд разъяснил, что согласно абз. 13 ст. 12 ГК РФ при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.

В пунктах 11 – 16 постановления разъяснены отдельные вопросы возмещения убытков. В частности, размер подлежащих возмещению убытков, в том числе упущенной выгоды, которая носит вероятностный характер, определяется «с разумной степенью достоверности»; лицо, нарушившее обязательство, всегда несет бремя доказывания своей невиновности; конкретизированы вопросы оценки суммы подлежащего возмещению ущерба.