Закрытые рынки, ограничение конкуренции и сохранение коррупции: проблемы авиационной отрасли в России

Сохранение коррупции – такой вывод был сделан на заседании Комитета по коммерческой деятельности авиакомпаний Ассоциации экономического взаимодействия транспортных предприятий (АЭВТ), где был рассмотрен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации» от 23 июня 2007 года № 397.

Новые нормы лицензирования

Предложенные государством новые нормы лицензирования создают условия для вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей, способствуют устранению конкуренции на рынке и вводят оценочные факторы, что является одним из признаков коррупции.

В конце текущего года возникла полемика относительно регулирования рынка авиаперевозок, доступа на рынок и сохранения конкуренции. Параллельно с ужесточением правил на рынке регулярных авиаперевозок Министерство транспорта начало либерализацию в сегменте чартерных полетов, начиная с сентября. Авиационные власти частично ограничили действие спорного приказа Министерства транспорта №92, который требовал согласования чартерных рейсов с назначенным регулярным перевозчиком. Ограничения на согласование чартерных рейсов остались только на маршрутах во Францию, на Кипр и в Болгарию. Однако оказалось, что это не все. Есть и другие направления, где не желают видеть конкурентов и делить рынок, даже если на этом направлении есть только один перевозчик.

Конфликт между Аэрофлотом и Трансаэро – ограничение рейсов и жалобы властей

Рынок сотрясается новым конфликтом двух гигантов российской авиационной отрасли — Аэрофлота и Трансаэро, касающимся итальянских чартерных рейсов на декабрь-январь. Аэрофлот не позволяет Трансаэро выполнять рейсы в Милан, Венецию и Рим в новогодние праздники, в то время как Трансаэро угрожает обратиться в суд к Росавиации и жалуется в Министерство транспорта на Аэрофлот. Ситуация напоминает пословицу «милые бранятся — только тешатся». Обе авиакомпании уже имеют опыт схваток с «мелкими игроками» типа SkyExpress и «Татарстан», не позволяя им выполнять рейсы в Ларнаку, Пардубице и Ираклион, фактически закрывая международные рынки для конкурентов и лишая их возможности получать прибыль. Как закончилась история с SkyExpress — известно, авиакомпания начала реализацию масштабной чартерной программы из регионов, но не смогла удержаться на плаву. Росавиация закрыла этого перевозчика, и его маршруты и чартерные программы достались авиакомпании «Кубань», которая пыталась интегрироваться с дискаунтером, но безуспешно.

Превалирующая тактика монополистов

Практика показывает, что монополисты продолжают использовать тактику «выжженной земли» и стараются защитить свою территорию от конкурентов не только второго эшелона, но и более крупных игроков. В результате создается ситуация, когда регулятор официально заявляет о либерализации перевозок, по крайней мере для российских авиакомпаний, но на практике продолжает применять политику «закрытого неба» и «закрытых рынков» не только для иностранных авиакомпаний, что можно понять, но и для отечественных, что ограничивает выбор пассажиров в плане цены и перевозчика.

Законодательные инициативы Минтранса

Ситуацию усложняют законодательные инициативы Минтранса, которые предлагают ввести систему обязательного страхования ответственности перевозчика за неисполнение перевозки пассажира. Против таких мер выступают практически все авиакомпании, включая Аэрофлот. Конечно, эти меры могли бы быть полезными несколько лет назад, но не сейчас. Создание фонда по страхованию на базе Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС) вызывает сомнения как в самой целесообразности создания такого фонда, так и в категориях страхования.

Вместо того чтобы принять предложения авиаотрасли о внесении изменений в Закон о банкротстве и сделать уход авиаперевозчиков с рынка более цивилизованным и контролируемым, на них навязываются дополнительные нормы по отчислению денежных средств в новый фонд.

«Подстелить соломку»

Таким образом, появляется желание «подстелить соломку», что приведет к утечке средств и станет дополнительным источником финансирования страховщиков. Авиапассажирам, летающим 5-10 раз в год, не хочется платить за других пассажиров, выбравших авиакомпанию, которую остановит регулятор или аэропорт. Сколько авиакомпаний за последние четыре года остановилось, и пассажиры остались в аэропортах не вывезенные? Всего три – AirUnion, КД-авиа и Континент. Смысл ли облагать налогами 50 миллионов российских пассажиров, если в год останавливается всего одна авиакомпания, и количество застрявших в аэропортах не превышает 1000 человек? Думаем, что нет. Имеет ли смысл обременять 100 действующих авиаперевозчиков новыми отчислениями ради одной авиакомпании в год? Конечно же, нет. Страшно представить, сколько средств будет накоплено, если отчислять по 1 доллару за каждого пассажира в новый фонд – 50 миллионов долларов или 1,5 миллиарда рублей, и это для того, чтобы подстраховать перевозку одной тысячи пассажиров!

А если не будет останавливающихся авиакомпаний или если авиакомпании, как, например, Авианова и SkyExpress, будут остановлены без ущерба для пассажиров, за исключением возврата денег за отмененные рейсы? Куда пойдут накопленные деньги, и кто будет ими управлять? Пока очевидно, что страховщики, но как это поможет авиации, повысит доверие к ней и увеличит количество полетов россиян в год? По нашему мнению, пассажир должен нести свои риски самостоятельно, так как он выбирает авиакомпанию в соответствии со своими предпочтениями или обстоятельствами. Альтернатива есть, она всегда найдется – поезд, автомобиль, автобус, другой перевозчик. В данном случае государство может только обязать другие авиакомпании перевезти пассажиров авиакомпании-банкрота на свободных местах, а затем компенсировать расходы из государственного бюджета, как это делалось ранее. Пока регулятор продолжает вмешиваться в хозяйственную деятельность, остается и коррупционный фактор, о котором было заявлено на комитете Ассоциации перевозчиков.

То есть, цель государства – не развивать авиацию, не стимулировать конкуренцию и не снижать финансовую нагрузку? А как считаете вы?