В ходе выездной проверки пенсионного фонда и фонда социального страхования встал вопрос по следующим моментам: 1. Стоимость проезда общественным транспортом (метрополитен, автобус), стоимость камеры хранения и упаковка багажа должна ли включаться в базу для начисления страховых взносов и учитываются ли данные расходы при исчислении налога на прибыль? 2. Должны ли включаться в базу для исчисления страховыми взносами оплата дополнительных дней по уходу за детьми-инвалидами?

  1. Считаем, что стоимость проезда общественным транспортом, стоимость камеры хранения и упаковка багажа не подлежат обложению страховыми взносами, а также могут учитываться при исчислении налога на прибыль, при условии соблюдения необходимого документального оформления.
  2. С 2015 года в связи с тем, что данные расходы полностью (включая страховые взносы) финансируются за счет средств бюджета, Организации во избежание претензий со стороны контролирующих органов рекомендуется начислять страховые взносы на данные выплаты.

Считаем, что расходы на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами за период до 2015 года, не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. В связи со спорной ситуацией есть вероятность, что данную позицию Организации придется отстаивать в суде. 

Требования нормативных актов:

 

  1. Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ).

Исходя из положений ч.1 ст.7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов — организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 данного Закона.

При оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников, как в пределах территории РФ, так и за пределами территории РФ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа.

Данную позицию также поддерживают судебные органы (Решение АС Республики Татарстан от 12 февраля 2016 г. по делу № А65-28804/2015, Постановления ФАС  Западно — Сибирского округа от 25.08.2015 № Ф04-22881/15 по делу № А03-22204/2014, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2013 № 18АП-8469/13 по делу № А76-5031/2013, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2014 № 19АП-261/14 по делу № А14-9871/2013, ФАС Западно-Сибирского округа  от 29.07.2013 № Ф04-3120/2013 по делу № А27-19460/2012).

 

Что касается налога на прибыль, согласно ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходы в виде возмещения работникам стоимости проезда (билетов) в период командировки, а также другие расходы (стоимость камеры хранения, упаковка багажа и другие), соответствующие требованиям ст. 252 НК РФ, налогоплательщик вправе учесть в целях налогообложения налогом на прибыль организаций в составе прочих расходов (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Документальным подтверждением могут служить проездные билеты, бланки строгой отчетности, кассовые чеки и т. д.

Если же расходы на проезд документально не будут подтверждены, организация вправе оплатить их (п. 11 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749), но при налогообложении прибыли эту компенсацию учесть нельзя (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Кроме того, по мнению аудиторов, на предприятии должен быть локальный нормативный акт (приказ, трудовой договор, коллективный договор, положение о командировках или иной документ), в котором указано, какие именно расходы признает Организация в качестве командировочных. По нашему опыту, именно такие документы позволяют отстоять свою позицию при проверке внебюджетными фондами.

  1. Согласно ст. 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) по его письменному заявлению работодатель обязан предоставлять не менее четырех дополнительных выходных дней в месяц с целью ухода за ребенком-инвалидом. Оплата каждого такого дня осуществляется в размере среднего заработка.

1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2014 № 468-ФЗ (далее – Закон № 468-ФЗ), который уточнил отдельные положения законодательства о страховых взносах. Поправки затронули и порядок компенсации работодателям затрат, связанных с оплатой дополнительных выходных дней, предоставленных для ухода за детьми-инвалидам

До 1 января 2015 года существовали споры, нужно ли начислять на данный средний заработок страховые взносы. Контролирующие органы указывали, что он включается в базу для расчета взносов, так как является выплатой в рамках трудовых отношений (Письма ФСС РФ от 15.08.2011 № 14-03-11/08-8158, от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985).

При этом в арбитражной практике сложилась противоположная позиция. Суды поясняли, что оплата указанных дополнительных выходных дней освобождена от обложения взносами на основании п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ и п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, поскольку является государственной гарантией, которую страхователи обязаны обеспечивать работникам в соответствии с требованием трудового законодательства (Постановления АС Волго-Вятского округа от 27.10.2014 № А43-2494/2014, АС Восточно-Сибирского округа от 06.10.2014 № А33-14605/2013, АС Дальневосточного округа от 17.12.2014 № Ф03-5204/2014, от 26.11.2014 № Ф03-5205/2014, ФАС Западно-Сибирского округа от 14.07.2014 № А46-13189/2013, ФАС Московского округа от 17.02.2014 № Ф05-17848/2013, АС Поволжского округа от 12.12.2014 № Ф06-17851/2013, АС Северо-Западного округа от 12.12.2014 № А56-10014/2014, ФАС Уральского округа от 08.04.2014 № Ф09-1253/14, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2016 г. по делу № А64-5117/2015).

С 1 января 2015 года данная проблема нашла свое решение. Законом № 468-ФЗ предусмотрено, что расходы работодателей, связанные с оплатой дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами, включая начисленные на такую оплату страховые взносы, финансируются за счет бюджетных средств (ст. 2, 3 Закона № 468-ФЗ). Соответствующие поправки внесены в ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ.

Это означает, что облагать страховыми взносами спорную выплату все же необходимо. Однако работодатели получили возможность уменьшить на подобные расходы сумму текущих начисленных взносов в ФСС РФ. То есть зачесть в счет уплаты взносов на обязательное социальное страхование правомерно:

  • средний заработок, сохраняемый за работником на период предоставления ему дополнительных выходных дней;
  • страховые взносы (в ПФР, ФФОМС, ФСС РФ (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также «на травматизм»), исчисленные с такого заработка.

 

Как видно из обширной судебной практики, до 2015 года невключение в базу для исчисления страховых взносов сумм, выплаченных работникам за дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, является правомерным.

Принимая во внимание арбитражную практику, полагаем, что Организация при возникновении претензий со стороны контролирующих органов в рассматриваемой ситуации имеет возможность отстоять свою позицию в судебном порядке. Организации необходимо самостоятельно принять решение о начислении либо о неначислении страховых взносов на указанные выплаты, основываясь на возможность обжалования актов проверок фондов через судебные органы.

При этом, если Организация принимает решение о начислении страховых взносов обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней до 2015 года финансируются за счет средств бюджета (не включая страховые взносы), а уже с 1 января 2015 года затраты, связанные с оплатой сотруднику выходных дней по уходу за детьми-инвалидами финансируются полностью (включая страховые взносы) за счет средств бюджета.