В договоре с нашим покупателем по расходам на доставку товара прописано следующее: «Расходы по транспортировке продукции до указанного грузополучателя, включая все дополнительные расходы, связанные с доставкой продукции, оплачивает Поставщик с последующим возмещением данных расходов Покупателем на основании выставленных Поставщиком счетов-фактур, после предоставления Поставщиком подтверждающих данные расходы документов (счетов-фактур, либо акты третьих лиц) , если иное не оговорено в Спецификации». Все документы им предоставляются, а именно: счета-фактуры, выписанные нашей организацией с приложением копий счетов-фактур и Актов выполненных работ третьих лиц, заверенные нашей подписью и печатью с отметками «копия верна». Покупатель ООО считает, что наша организация являясь поставщиком товара, самостоятельно не оказывает услуг по транспортировке товара до покупателя и соответственно не имеет права оформлять от своего имени документы на оказание услуг по транспортировке товаров , в том числе счета-фактуры. Они настоятельно требуют оформление отчетов по транспортным расходам. На сколько правомочно данное требование Покупателя и правильное ли оформление документов с нашей стороны?

Анализируя текст договора в части расходов по доставке товара, аудиторы делают выводы о том, что заключаемые Вами договора поставки носят смешанный характер. Смешанный договор согласно ст. 421 ГК РФ – это договор, в котором содержатся элементы различных договоров ( в данном случае – поставке и комиссии в части транспортных расходов). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

В соответствии со ст. 999 ГК РФ по исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии. Комитент, имеющий возражения по отчету, должен сообщить о них комиссионеру в течение тридцати дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет при отсутствии иного соглашения считается принятым.

Согласно ст. 1001 ГК РФ Комитент обязан помимо уплаты комиссионного вознаграждения, а в соответствующих случаях и дополнительного вознаграждения за делькредере возместить комиссионеру израсходованные им на исполнение комиссионного поручения суммы. Согласно условиям договора комиссии, Комиссионер действует в сделках от своего имени, поэтому и счета-фактуры по транспортным расходам выписываются на него. Комитент не сможет принять к вычету НДС по таким счетам-фактурам. Для того чтобы комитент смог бы возместить НДС по данным затратам, можно предложить следующую схему.

Первый шаг. Комиссионер, получив счета-фактуры на указанные расходы, регистрирует их в журнале учета полученных счетов-фактур.

Второй шаг. Комиссионер выставляет комитенту счет-фактуру от своего имени с формулировкой «Возмещение затрат комиссионера по выполнению поручения комитента» и регистрирует его в журнале учета выставленных счетов-фактур. К счету-фактуре прикладываются копии счетов-фактур от поставщиков работ и услуг, которые возмещаются комитентом. Полученные и выписанные счета-фактуры на возмещаемые расходы не должны регистрироваться в книгах покупок и продаж, так как в этой ситуации отсутствует какая-либо реализация товаров (работ, услуг) у комиссионера и по правилам бухгалтерского учета НДС не выделяется на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям», а учитывается в общей сумме задолженности комитента на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Комиссионер может в одном счете-фактуре указать и комиссионное вознаграждение, и возмещение затрат. Счет-фактура будет перенесен в книгу продаж только в части комиссионного вознаграждения. На основании вышеизложенного, считаем требование Вашего Покупателя обоснованным.