Контроль за деятельностью аудиторов во Франции

Кучеров И.И.
Начальник Правового управления
Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
доктор юридических наук, профессор
Заслуженный юрист Российской Федерации

 


Контроль за деятельностью аудиторов во Франции

В соответствии с Федеральным законом от 1 июля 2010 года №136-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» на Федеральную службу финансово-бюджетного надзора возложена функция по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж, иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также государственных корпораций и государственных компаний. 
Указанная функция является сравнительно новой для отечественной кон-трольно-надзорной практики. В связи с этим представляется полезным использование зарубежного опыта на примере наиболее развитых государств мира, в частности – Франции, тем более что в этой стране система контроля за деятельностью аудиторов (комиссаров по счетам), функционирует, начиная с 2003 года, когда был принят законодательный акт о финансовой безопасности.
Подобная система во Франции включает в себя следующие важнейшие составляющие: непосредственное участие правительственных комиссаров (представителей правительства) в деятельности профессиональных объединений экспертов-бухгалтеров на национальном и региональном уровне; создание независимого органа, осуществляющего контроль за деятельностью комиссаров по счетам; обязательное согласование уполномоченными органами исполнительной власти документов, регламентирующих соответствующую профессиональную деятельность.
Деятельность экспертов-бухгалтеров непосредственно относится к сфере ведения Министерства экономики и финансов, к системе которого в свою очередь примыкает Генеральное управление государственных финансов. Последнее, помимо прочего, осуществляет функции органа налогового администрирования и в этой части подчиняется уже Министерству бюджета, государственных счетов и государственной реформы.
Именно руководители подразделений Генерального управления государственных финансов, осуществляющих налоговое администрирование, и представляют интересы правительства в профессиональных объединениях экспертов-бухгалтеров. На национальном уровне таким объединением является Орден экспертов-бухгалтеров (CSOEC), а на региональном – его отделения. Это профессиональное сообщество объединяет в своих рядах всего порядка 18 тысяч представителей так называемой либеральной профессии, которые за плату оказывают хозяйствующим субъектам услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности. Оказание подобных услуг лицами, не являющимися членами профессиональных объединений экспертов-бухгалтеров, запрещено. По общему правилу претендовать на включение в профессиональный реестр экспертов-бухгалтеров вправе лишь те лица, которые прошли соответствующее обучение, имеют определенный опыт работы и положительно характеризуются.
Участие представителей органа налогового администрирования в деятельности профессиональных объединений экспертов-бухгалтеров в первую очередь объясняется тем, что документы бухгалтерского учета и финансовая отчетность составляют документальную основу для начисления и взимания налогов. Соответственно добросовестное исполнение экспертами-бухгалтерами своих обязанностей соответствует фискальным интересам государства, поскольку позволяет повысить эффективность налогового администрирования и сократить его издержки. Основными формами такого участия является непосредственное присутствие представителей правительства на заседаниях органов управления профессиональных объединений – советов и их рабочих органов — комиссий. В частности представитель правительства призван участвовать в принятии решений по: вопросам финансово-хозяйственной деятельности профессиональных объе-динений; включению экспертов-бухгалтеров в профессиональный реестр, и их исключению из него; рассмотрению профессиональных споров и дисциплинарных дел и другим вопросам.
Следует заметить, что эксперты-бухгалтеры собственно аудиторами не являются, поскольку не наделены правом сертификации счетов, т.е. не могут подтверждать достоверность финансовой отчетности. Однако подавляющее большинство комиссаров по счетам, которые таким правом как раз обладают, изначально являлись представителями именно этой профессии.
Исключительно комиссары по счетам уполномочены подтверждать достоверность финансовой отчетности, прежде всего, так называемых общественно значимых компаний, к числу которых относятся банки, страховые компании и участники рынка ценных бумаг. Однако услугами аудиторов могут воспользоваться и иные хозяйствующие субъекты. При выявлении нарушений, содержащих признаки противоправной деятельности, комиссары по счетам обязаны информировать о соответствующих фактах прокуратуру. В свою очередь комиссарам по счетам запрещено оказывать содействие проверяемым ими хозяйствующим субъектам в организации и ведении бухгалтерского учета и в составлении финансовой отчетности. Таким образом, оформлено разграничение профессиональной компетенции комиссаров по счетам, которые также рассматриваются в качестве представителей либеральной профессии, и экспертов-бухгалтеров. Обращает на себя внимание то, что один и тот же комиссар по счетам может удостоверять финансовую отчетность того или иного хозяйствующего субъекта на протяжении не более 6 лет, после чего должна быть осуществлена его замена.
Как уже отмечалось, преимущественно комиссарами по счетам становятся лица, в прошлом являвшиеся экспертами-бухгалтерами. К личным и профессиональным качествам кандидатов предъявляются довольно высокие требования, а процесс допуска в профессию сопровождается проверкой их финансовой полицией. Ежегодно в состав комиссаров по счетам принимается не более 200-300 новых членов.
Профессиональное объединение комиссаров по счетам во Франции пред-ставлено Национальной компанией комиссаров по счетам (CNCC). Это профессиональное объединение отстаивает интересы аудиторов и ведет их учет.
Национальный реестр комиссаров по счетам составляется на основе списков утвержденных региональными комиссиями. В данном реестре учет индивидуальных аудиторов и аудиторских компаний ведется в отдельных секциях. Каждому аудитору присваивается индивидуальный идентификационный номер. Всего в национальном реестре насчитывается примерно 14 тыс. индивидуальных аудиторов и 5 тыс. аудиторских компаний . Ежегодно не позднее 1 марта соответствующий список аудиторов подлежит опубликованию. Факт регистрации аудитора в реестре служит основанием для осуществления профессиональной деятельности на всей территории Франции и в других государствах Европейского Союза.
Кроме того, Национальная компания комиссаров по счетам уполномочена принимать отчетность об аудиторской деятельности. К примеру, комиссары по счетам обязаны своевременно (в течение 8 дней) представлять профессиональному объединению информацию о каждом выполняемом ими аудиторском задании, а также ежегодно представлять декларацию с обобщенной информацией об их профессиональной деятельности. Декларация должна ежегодно подаваться не позднее 30 сентября по установленной форме с изложением ряда обязательных вопросов, в том числе касающихся объектов аудиторских проверок, объемов работы и полученных результатов.
Данные из национального реестра комиссаров по проверке счетов и отчетная информация аудиторов передаются профессиональным объединением в надзорный орган, осуществляющий контроль качества аудиторской работы. При этом особо выделяется информация в отношении комиссаров по проверке счетов, которые осуществляли аудит общественно значимых компаний.
В целом деятельность комиссаров по счетам относится к ведению Мини-стерства юстиции Франции, которое в первую очередь следует рассматривать как орган исполнительной власти ответственный за регулирование соответствующей сферы профессиональной деятельности. В частности Министр юстиции согласовывает все документы нормативно-правового характера, относящиеся к аудиторской деятельности. Кроме того, Министр юстиции обладает правом по инициированию инспектирования деятельности комиссаров по счетам при наличии тому оснований.
Непосредственно контроль качества работы комиссаров по счетам осу-ществляется специальным независимым от правительства надзорным органом — Верховным советом комиссариата по счетам. Этот надзорный орган также является апелляционной инстанцией по спорам, предметом которых является включение в реестр комиссаров по счетам и исключения из него, применение мер дисциплинарного воздействия, и оплата аудиторских услуг. Высшим органом управления этого надзорного органа является Коллегия, включающая 12 членов, в составе которой наряду с комиссарами по счетам присутствуют также представители исполнительной и судебной властей. Функции аппарата Верховного совета комиссариата по счетам возложены на Генеральный секретариат, который обеспечивает планирование и организацию соответствующей контрольной деятельности, и является подотчетным по отношению к Коллегии структурным подразделением.
Независимость Верховного совета комиссариата по счетам обеспечивает-ся особым порядком финансирования его деятельности, которое основывается на отчислениях аудиторов в виде в виде части денежных средств, получаемых ими в уплату своих услуг.
Рассматриваемый надзорный орган наделен достаточно широкими полномочиями в части получения различной информации, которая представляется Национальной компанией комиссаров по счетам, органом финансовой разведки (ТРАКФИН) и другими институтами.
В настоящее время проверки от имени Верховного совета комиссариата по счетам по общему правилу осуществляются его штатными служащими, в том числе из состава ранее практиковавших аудиторов. Однако в отношении тех комиссаров по счетам, которые осуществляли аудит организаций, не относящихся к категории общественно значимых, допускается делегирование контрольных полномочий профессиональному сообществу.
Проверки, проводимые от имени Верховного совета комиссариата по счетам, осуществляются на основе соответствующих программ. Целью таких проверок является проверка соблюдения тем или иным аудитором международных и национальных стандартов аудиторской деятельности и достоверность составляемых им отчетов. Проверки преимущественно являются выездными, однако проведение документарных проверок, т.е. без выезда по месту нахождения проверяемого аудитора, также имеет место.
Проверяемый комиссар по счетам предварительно уведомляется о предстоящей проверке. В зависимости от масштабов деятельности проверяемого аудитора или аудиторской организации общее время проверки может варьироваться в пределах от 40 часов до 4 тыс. часов.
Непосредственно указанные проверки основываются на материалах, составляющих аудиторское досье. При этом перепроверка организации, финансовая отчетность которой удостоверена тем или иным комиссаром по счетам, не допускается.
При выявлении недостатков в деятельности комиссара по счетам, в отношении него надзорным органом может быть возбуждено дисциплинарное производство, результатом которого может явиться применение соответствующих санкций вплоть до исключения его из реестра. При умышленном искажении отчетности аудитор может быть привлечен к уголовной ответственности.