Как дожить до лета

Последнее время многие сотрудники стараются не брать отпуск или продолжают решать какие-то вопросы, находясь на отдыхе. Это связано со страхом потери работы, оставшимся со времени экономического кризиса. На самом деле такая политика приносит больше вреда, чем пользы: если человек не получает полноценной разгрузки, то качество его работы значительно ухудшается, что может привести к серьезным негативным последствиям.

Не бойтесь отпуска

Устроившись на новое место, уже через полгода вы имеете право на отпуск, и если ваш работодатель соблюдает Трудовой кодекс, воспользуйтесь этой возможностью. Даже тем, кто в дальнейшем не планирует дробить отпуск и любит отдыхать один раз в год, этот перерыв, на какое бы время года он ни пришелся, просто необходим. Поиск работы, прохождение собеседований, испытательный срок, первые шаги в новом коллективе, первые результаты – все эти этапы требовали от вас очень большого напряжения, поэтому пришла пора отдохнуть. Разумеется, полностью выбросить из головы работу не получится, но это и к лучшему: дистанцировавшись от ежедневных проблем, вы сможете проанализировать,

Посвятите отпуск себе, своему личностному росту, познанию чего-то

нового, что не связано с вашей профессиональной деятельностью.

  • что из задуманного вам удалось,
  • какие ожидания эта работа оправдала, а какие нет,
  • выстроились ли отношения с коллегами и руководством так, как вам хотелось,
  • довелось ли проявить себя, свои способности,
  • сможете ли вы в полной мере реализоваться в дальнейшем и т.п.

Кроме того, из этого отпуска вы вернетесь уже не новичком, а полноценным членом коллектива, ведь подсознательно большинство сотрудников считают, что если человек побывал в отпуске, значит, работает здесь достаточно давно.

Отдыхать необходимо и тем, кто уже «вработался» и теперь не может остановиться. Если вы чувствуете, что крутитесь как белка в колесе, не ждите, что все улучшится само собой. Просто возьмите отпуск и через пару недель вы вновь почувствуете вкус к своей работе.

О серьезных последствиях пренебрежительного отношения к отдыху предупреждает Светлана Моталова, специалист по поиску и подбору персонала, холдинг «Империя Кадров»: «Работникам, которые сомневаются в том, стоит ли брать отпуск, игнорируют накопившуюся усталость и эмоциональное напряжение, хочется напомнить о том, что существует даже такой термин – «профессиональное выгорание«. Он описывает состояние, характеризующееся полной потерей интереса к работе, а порой и к жизни. Опасность заключается в том, что развивается оно постепенно и поначалу не вызывает серьезной тревоги. Человек просто выглядит более уставшим после работы. Утомление сопровождается раздражительностью, отстраненностью от людей и стремлением уйти в себя. Если в этот момент не получить «разрядки» в виде отдыха или какого-то еще положительного эмоционального подкрепления, не изменить ситуацию, то можно попасть на следующую стадию, для которой характерно еще большее отчуждение. На третьей стадии человек попадает в замкнутый круг: усталость провоцирует неудачи, которые в свою очередь приводят к ухудшению отношений в коллективе, что еще больше усложняет работу и увеличивает степень утомления.

Если вы уже заметили у себя признаки недовольства своей ранее любимой работой, желание уйти в себя, отстранится от коллег и даже близких людей, не хотите вступать в эмоциональные контакты с клиентами или партнерами, относитесь к делу формально, то вам необходимо отдохнуть.

Но и в том случае, когда таких симптомов не наблюдается, а просто пришло время вашего очередного отпуска – не рискуйте! Используйте возможность полноценно отвлечься от рабочих дел. Уезжая, предупредите коллег, что будете недоступны для звонков и электронной почты. Ведь если проверять рабочую почту, то всегда будет вероятность того, что какое-то одно письмо привлечет ваше внимание к работе на целый день.

Посвятите это время себе, своему личностному росту, познанию чего-то нового, что не связано с вашей профессиональной деятельностью. В конце концов, даже поскучайте по своей работе – тем легче вы приступите к обязанностям после отпуска».

Разделяй и празднуй

Иногда, стараясь показать руководству свою незаменимость и повысить авторитет в глазах коллег, некоторые сотрудники годами не берут отпуск. Поверьте, этот героизм не даст желаемых результатов. Привыкнув, что вы всегда находитесь на рабочем месте, начальник и коллеги будут злиться на ваше отсутствие значительно сильнее, чем если вы приучите их к тому, что время от времени уходите в отпуск.

Тем, кто беспокоится, что без них рухнет вся работа, имеет смысл разделить отпуск на несколько частей, чтобы не покидать офис надолго. А вот как лучше организовать себе надежную замену на время отсутствия рассказывает Елена Загурская, менеджер по персоналу ООО «Экологическая компания», член Ассоциации карьерных профессионалов: «Хочется напомнить и сотрудникам, и работодателям, что, согласно ТК РФ, «По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней». Это сделано не напрасно: важно, чтобы у сотрудника было достаточно времени отдохнуть и набраться сил. Но, согласитесь, сложно будет полностью расслабиться, не будучи уверенным, что работа на оставленном участке не пробуксовывает. Поэтому предлагаю несколько несложных советов, следуя которым вы сможете уйти в отпуск со спокойной душой.

  1. Оставляя своему коллеге или подчиненному поручения, постарайтесь как можно больше информации передать в письменном виде, но не делайте инструкции слишком сложными.
  2. Дайте указания за несколько дней до ухода в отпуск, чтобы у него было время обдумать ситуацию, задать вопросы, если они возникнут.
  3. Если вы оставляете какое-то сложное дело, удостоверьтесь, что человек с ним справится: например, «отрепетируйте» его выполнение, внося необходимые поправки.
  4. Важно суметь так построить свой рабочий процесс, чтобы вы могли не тревожиться о делах, находясь на отдыхе.
  5. Объясняйте терпеливо и без раздражения, старайтесь не давать инструкций между делом, убедитесь, что вас внимательно слушают.
  6. Обеспечьте человеку максимально удобный доступ ко всем необходимым материалам и документам.
  7. Доверяйте тому, кто будет вас заменять (особенно это касается руководителей). Не стоит из отпуска постоянно контролировать выполнение работы – этим вы будете только нервировать человека и мешать ему.
  8. Не забывайте, что помимо ваших дел коллега должен выполнять еще и свои обязанности, поэтому по возможности уменьшите количество заданий или распределите их между несколькими сотрудниками.
  9. Поручая кому-то свои функции, вы должны соответствующим образом мотивировать на их исполнение: если это ваш подчиненный, стимул должен быть материальным, а если коллега, то вы, например, можете пообещать взять на себя его обязанности, когда он в свою очередь отправится в отпуск».

Сработать на опережение

Спокойно уйти в отпуск можно, когда вы уверены, что ваше отсутствие не повлияет отрицательно на работу компании. Если в организации достаточно сотрудников, выполняющих сходный с вашим функционал, то проблем не возникнет: достаточно просто передать дела коллегам. Но бывает так, что специалист уникален, и корректно выполнить его работу вряд ли сможет кто-то другой. В этом случае надо потрудиться с опережением графика.

В самом крайнем случае, если уж человеку придется работать из отпуска (например, отвечать на звонки и проверять почту), на это можно отвести лишь ограниченное время. Все-таки каждому необходима возможность расслабиться и ни о чем не думать.

Вот какие рекомендации дает независимый консультант по вопросам карьеры Павел Цыпин: «Чтобы спокойно уйти в отпуск, нужно работать планомерно, стараясь не допускать авралов, пытаться заранее предвидеть сложные ситуации и подготовиться к ним. Не оставляйте надолго незавершенных задач, поскольку вряд ли кто-то из коллег согласится принять на себя часть ваших обязанностей на время отпуска, если увидит, что объем работы слишком велик, а в делах царит путаница и неразбериха. Помните, что привести свои дела в порядок перед отпуском «по мановению волшебной палочки» не выйдет: как раз в этот момент обычно начинают «выплывать» на свет старые недоработки, недоделки и другие «грехи». Значит, готовиться к отпуску лучше всего заранее.

В то же время не стоит впадать в другую крайность, стремясь завершить абсолютно все проекты. Если ваша работа предполагает постоянную смену задач, не стоит ждать «подходящего момента», выбирайте для отдыха то время, которое устраивает именно вас.

Если же говорить в целом, то многое зависит от политики компании. На мой взгляд, в любой организации должна быть разработана система замещения уходящих в отпуск сотрудников, ведь без этого вряд ли возможно дать людям спокойно отдохнуть и при этом обеспечить бесперебойную работу».

«Любому человеку необходим отдых. Поэтому важно суметь так построить свой рабочий процесс, чтобы вы могли не тревожиться о делах, находясь в отпуске, – соглашается Екатерина Литвинова, руководитель отдела маркетинга и PR Freelance.ru. – Руководителям стоит учиться делегировать полномочия, как ни банально это звучит. Если начальник все решает только сам и подчиненные работают исключительно потому, что боятся его гнева, то о полноценном отпуске можно забыть. Чтобы иметь возможность отдохнуть, нужно научить своих сотрудников действовать самостоятельно и ответственно, а также четко очертить круг вопросов, по которым они могут без вас принимать решения.

Для рядовых работников самое важное, пожалуй, – иметь коллегу-единомышленника, который сможет подставить плечо. Оптимальный вариант, если у этого союза есть взаимовыгодное подкрепление: помогая вам сегодня, он должен быть уверен, что вы выручите его завтра.

Сложнее всего выкроить время для отдыха фрилансерам. Им тяжелее других прерваться на одно-двухнедельный отпуск: один проект закончился, другой начинается, все время есть какие-то дела, обязанности. Как только кажется, что основной вал работы завершен, всегда появляется кто-то, кому надо выполнить огромный объем заданий не позднее вчерашнего дня. А отказывать работодателям фрилансеры не любят – велик риск потерять заказы. Да и соблазн проверить почту в отпуске очень велик, поскольку грань между работой и отдыхом у «вольнонаемных» всегда размыта. И все-таки найдите в себе силы закрыть все текущие проекты и не начинать новые. Отправляйтесь в путешествие на пару недель, а ноутбук «забудьте» дома. Поверьте, эти дни не будут потрачены впустую. Отдохнув, вы сможете работать значительно быстрее и качественнее, что поможет «компенсировать» потерянное время».

Снова в строю

Заранее настройте себя на то, что первые дни после отпуска у вас будет больше работы и значительно меньше желания ее выполнять.

Планируя отпуск, необходимо подготовить и свое возвращение. Заранее настройте себя на то, что первые дни у вас будет больше работы и значительно меньше желания ее выполнять. Так уж устроен человек, что ему нужно некоторое время, чтобы переключится с отпускного состояния на рабочее. Эта перестройка идет и на уровне физиологии (акклиматизация, смена режима, типа питания), и на уровне психологии. Поэтому постарайтесь так подгадать, чтобы на первую неделю после отпуска не приходилось каких-то очень важных встреч. В свой рабочий график вставьте только самые необходимые дела, а все остальное время посвятите тому, чтобы получить отчет от тех, кто вас заменял, о той работе, которую они сделали. Не забудьте поблагодарить их, отметить, как замечательно они справились. Не стоит критиковать или обвинять коллег в ошибках, даже если что-то пошло не так, иначе они, да и все свидетели этого разговора, вряд ли согласятся заменить вас в следующий раз.

Чтобы избежать невольного раздражения сотрудников, вызванного порой неосознанной завистью к отдохнувшему коллеге, можете привезти всем небольшие сувениры. И, конечно, не стоит взахлеб рассказывать о своих впечатлениях, если вы чувствуете, что никто не готов их разделить.

Психологи часто пишут о так называемом постотпускном синдроме, связанном с трудностями вхождения в рабочий ритм, однако медики не нашли подтверждений этому явлению. Разумеется, сложно ожидать, что человек, отсутствовавший на работе две недели или даже больше, сразу же примется за все дела одновременно, но уже через небольшой промежуток времени все придет в норму. Главное, самому не хандрить, а начинать плани